Из Москвы в Сочи летят полные самолеты, но среди пассажиров –
почти никого в майках, кепках, куртках с символикой команд (впрочем,
многие болельщики собираются прилететь в Сочи в пятницу). В городах,
где проходят Гран-при F1, спонсоры команд обычно стараются разместить
как можно больше тематической рекламы. Но в Сочи по дороге от
аэропорта до гостиницы и из гостиницы на автодром была лишь одна –
выходящих из аэропорта встречает реклама моторного масла, производитель
которого спонсирует одну из команд.
В очереди на автодром – перекупщики. Самые дешевые билеты – в зону
свободного размещения без мест – в официальной кассе стоили 5000 руб. и
закончились еще несколько месяцев назад. Молодые люди предлагают их за
8000 руб.
Официально Гран-при стартует в пятницу – у пилотов будут
свободные заезды. В субботу они проведут квалификацию, а главное
гоночное событие стартует в 15.00 в воскресенье. Его посетит Владимир
Путин, рассказал РБК источник, близкий к Кремлю, и подтвердил
пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Вместе с ним гонку посетят и
члены правительства, включая премьера Дмитрия Медведева и его
заместителя Дмитрия Козака, говорит собеседник в правительстве.
Не исключено участие политиков и из других стран, отмечает Песков. В
тот же день у Путина назначены переговоры с королем Бахрейна Хамадом
аль-Халифой. Если он захочет, то тоже посетит «Формулу-1», говорит
пресс-секретарь президента. В 2011 году в Бахрейне гонка была отменена
из-за гражданских протестов. В этом году правозащитные организации
просили президента FIA (Международная автомобильная федерация) вновь
отменить спортивное мероприятие в Манаме, но просьба не была
удовлетворена.
Российской гонке тоже предшествовали призывы лишить страну права
проводить Гран-при. На фоне украинского кризиса в июне об этом говорил
вице-премьер британского правительства Ник Клегг.
В начале этого года на открытие Олимпиады в Сочи приезжали главы 44
государств, включая премьер-министра Японии и председателя КНР. На
следующий вторник у Путина запланированы переговоры с премьером
Госсовета Китая Ли Кэцяном, но прилетит ли он заранее в Сочи, чтобы
понаблюдать за гонкой, неясно, говорит собеседник, близкий к оргкомитету
мероприятия.
«Формула» для России
Трассу в Сочи строила принадлежащая Краснодарскому краю компания
«Центр «Омега». Проект непрерывно дорожал: в 2011 году предполагалось,
что российский бюджет потратит на него около 6 млрд руб., говорил
заместитель губернатора региона Александр Краснов. Позднее руководитель
дирекции «Центра «Омега» по строительству трассы Геннадий
Саенко говорил, что она будет стоить 11 млрд. Летом этого года
замгендиректора компании Александр Мохна признал, что «ориентировочная
стоимость объекта приближается к 16 млрд руб.».
За право провести соревнование компаниям руководителя «Формулы-1»
Бернарда Экклстоуна придется заплатить около $40 млн, писали
«Ведомости». Эта сумма будет уплачиваться каждый год до истечения
контракта в 2020 году. После контракт можно будет продлить.
Организаторы гонки в основном зарабатывают на рекламе и продаже
билетов, процент от продажи отчисляется компании Экклстоуна. Сейчас цена
билетов составляет от 23 тыс. до 30,5 тыс. руб. на главной трибуне
(болельщики увидят старт и финиш, а также пит-стопы гонщиков) и от 11
тыс. до 14 тыс. на временных трибунах. Стоимость VIP-ложи – от 129,6
тыс. до 162 тыс. руб. за человека. Билетов, по заявлению губернатора
Краснодарского края Александра Ткачева, не осталось. «Билеты проданы
практически все – 55 тыс. Гостиницы все заполнены, мест нет», – сказал
он на заседании президентского Совета по физкультуре и спорту в
Чебоксарах.
Зрелищно, но дорого
В большинстве стран гонки «Формулы-1» убыточны, и Россия не стала
исключением. Год назад Deloitte оценила убыток для организаторов гонки в
первый год ее проведения в $55 млн, сообщали «Известия». В Deloitte не
смогли оперативно дать комментарий, изменились ли их оценки по сравнению
с прошлым годом.
Считается, что гонки приносят стране-участнице Гран-при косвенные
выгоды. Так, по данным UNWTO, поток иностранных туристов в Малайзию
увеличивается примерно в три-четыре раза во время проведения гонок.
Премьер-министр страны называл их проведение «двигателем роста в
стране», оценивая экономический эффект в $69 млн в год, говорится в
Black Book 2013.
Пока Россия добивалась права провести гонку в Сочи, страны, где
соревнования проходят уже не первый год, наоборот, выходят из числа
участниц Гран-при. В конце 2012 года компания – организатор Гран-при в
Турции заявила, что дальнейшее проведение гонок будет зависеть от
«наличия государственного финансирования», на что министр спорта страны
Суат Кылыч ответил, что правительство не рассматривает возможность
финансирования гонки. От проведения «Формулы-1» также отказались
Корея, Индия, Бахрейн.
Дороже всего участие в королевских гонках обходится новичкам. Там, где
гонка проходит уже не первый год, плата за участие составляет $10–15 млн
в год, прочие платят за статусное мероприятие от $40 млн. Например,
цена вопроса для Сингапура – $60 млн.
Единственная страна, которая не платит взносов за проведение гонки, –
Монако. Считается, что это единственная страна, правительство которой
получает прибыль от проведения заездов. По оценкам Formula Monitor,
оборот во время гонки в Монако составляет $120 млн, прибыль – около $7
млн.
Сама «Формула-1» в 2013 году получила рекордные доходы в размере $1,7
млрд, прибыль составила $503,7 млн. Только рекламные контракты и
спонсорские пакеты принесли компании около $209 млн, почти $88 млн
компания заработала через организацию корпоративных приемов. Около $286
млн дали те самые платежи от стран за право проведения гонок.
Источник
РБК.